1 класс. Русский язык. Диктанты и тексты для контрольного списывания.

Цель проведения работы — проверить, как усвоены детьми основы русской графики: умение записывать слова различной звуко-слоговой структуры без пропуска и замены букв; записывать предложение (раздельно писать слова, начинать запись с большой буквы, ставить точку в конце); умение употреблять большую букву в именах людей; правильно писать сочетания гласных с шипящими в хорошо знакомых словах; умение обозначать мягкость согласных буквами Е, Ё, Ю, Я, И, Ь (Ь только в конце слова).



Работа состоит из диктанта и двух заданий. Диктант объемом 18 — 19 слов включает слова, написание которых не расходится с их произношением.

Предложения простой структуры, из 2 — 4 слов.

Цель заданий — проверить элементарные умения в области фонетики и графики русского языка: установить число слогов в словах; определить в слове мягкие согласные.

ДИКТАНТЫ

Вариант 1.

КУСТ.

В саду рос куст. Он был пышный. На ветках красные розы. Розы так пахли! А рядом шипы. (18 слов.)

Слова для справок: рядом.

1. Записать цифрой, сколько слогов в словах: КУСТ, РОЗЫ, КРАСНЫЕ.

2. Подчеркнуть мягкие согласные в словах: РЯДОМ, НА ВЕТКАХ.

Вариант 2.

НА ЛУГУ.

День был тёплый. Катюша и Лёня гуляли на лугу. Там рос кустик. Дети сели в тень. (18 слов.)

Слова для справок: кустик.

1. Записать цифрой, сколько слогов в словах: ТЕНЬ, СЕЛИ, ГУЛЯЛИ.

2. В словах ДЕНЬ, ТЁПЛЫЙ подчеркнуть мягкие согласные.

Вариант 3.

ДЛЯ МАМЫ.

Мама ушла на работу. Юра мёл пол. Катя мыла чашки. Папа принёс мимозу. Мама будет рада. (18 слов.)

 Слова для справок: мимозу, будет.

1. Записать цифрой, сколько слогов в словах: ПОЛ, ЮРА, РАБОТА.

2. Подчеркнуть мягкие согласные в словах: ПРИНЁС, КАТЯ.

Вариант 4.

МУРЗИК.

У Ани живёт кот Мурзик. Он весь белый. На лапах тёмные пятна. Хвост пушистый. Мурзик любит играть. (18 слов.)

Слова для справок: на лапах.

1. Записать цифрой,   сколько   слогов   в   словах:   КОТИК, ТЁМНЫЕ.

2. Подчеркнуть мягкие согласные в словах: ЛЮБИТ, ИГРАТЬ.

Вариант 5.

В ЛЕСУ.

Мальчики Юра и Ваня идут в лес. Рядом бежит пёс Бимка. По веткам скачут рыжие белки. Под ёлкой норка. Там укрылись серые ёжики. (25 слов.)

Слова для справок: рядом, бежит.

1. Записать цифрой, сколько слогов в словах: ПЁС, HOPI ЁЖИКИ.

2. В словах БЕЛКИ, УКРЫЛИСЬ подчеркнуть мягкие согласные.

3. Записать цифрой, сколько звуков и сколько букв в слове МАЛЬЧИКИ (...звуков, ...букв).

Вариант 6.

ГРОЗА.

Стоит тёплый летний день. По небу плывёт большая туча. Вот ударил сильный гром. На землю упали первые капли. Полил дождик. Куда бежать? Вася и Юля укрылись под навесом. (29 слов.)

Слова для справок: бежать, под навесом.

1. Записать цифрой, сколько слогов в словах: ГРОМ, КАПЛИ, УДАРИЛ.

2. В словах ЗЕМЛЮ, ЛЕТНИЙ подчеркнуть мягкие согласные.

 КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Контрольное списывание ставит целью проверить умение писать текст с опорой на образец, сличать написанное с текстом. Работа включает две части: составление слов из слогов (с последующей записью) и текст для списывания с заданием.

Проверяется также каллиграфический навык: начертание букв, их соединения в словах, качество письма (наклон, высота, ширина букв, соотношение частей).

Задание:

1. Дописать слоги, чтобы получились слова:  КЛЮ-,  МЯ-(ЧИК); ЧАЙ-, КЕП- (КА).

2. Списать. Подчеркнуть мягкие согласные в выделенных словах.

ИГРУШКИ.

Дети играют. У Лены юла. Девочка крутит юлу. Игрушка гудит и поёт. Серёжа взял кубики. Мальчик строит башню (19 слов.)

Связанные страницы: