В конце II четверти в 5 классе по русскому языку дети пишут диктант и выполняют грамматическое задание за 1 полугодие. В диктанте используются слова на правописание безударной гласной в корне слова, проверяются знания пунктуации. При выполнении заданий пятиклассники проверят свои знания по теме «ФОНЕТИКА»
Мы предлагаем два тематических диктанта 90-100 слов. Кроме того, что учитель проверит знания орфографии и пунктуации, ученики обогатят свою речь и свой кругозор.
Контрольный диктант «Зима»
Зима в этом году стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и быстро таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, толкались, каркали друг на друга. Около мельницы вода не замерзала, а стояла чёрная, и в ней кружились льдинки. Но вот вдруг наступила непогода. В печных трубах завыл, засвистел ветер, вздул снег. Филька выбежал на улицу. Там уже мело и хлестало в глаза, летела с крыш солома, ломались скворечники, хлопали ставни. Взвились столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, перегоняли друг друга.
Грамматические задания:
1. В словах первого абзаца подчеркните проверяемую безударную гласную, запишите над словом проверочное.
2. Произведите синтаксический разбор предложения:
I вариант – четвёртое предложение первого абзаца;
II вариант – второе предложение второго абзаца.
3. Выпишите из первого абзаца два примера, когда одна из букв Е, Ё, Ю, Я обозначает два звука.
4. Произведите фонетический разбор слова:
I вариант – висел;
II вариант – полей.
Контрольный диктант «Синичка»
Шустрая синичка – полезная птица. Спина у неё серая, грудка жёлтая, на голове чёрная шапочка. В саду она перелетает с ветки на ветку и охотится за жучками. Большой вред наносят они садам. Вредители грызут листья на фруктовых деревьях, портят плоды. Возьмёшь яблоко, разломишь и увидишь внутри червяка. Вот этих вредителей ловит синица. Увидит она зорким глазом добычу, схватит её клювом и съест. А клюв у синицы тонкий, в любую щёлку пролезет. Много разных жуков съедает она за день. Даже не верится, что у маленькой птички может быть такой аппетит. Синица - сторож наших садов.
Грамматические задания:
1. Выполнить полный синтаксический анализ предложения:
I вариант – Жучки грызут листья на фруктовых деревьях, портят плоды.
II вариант – Увидит она зорким глазом добычу, схватит её клювом и съест.
2. Выписать из 1 предложения словосочетание по схеме. Произвести его синтаксический анализ:
I вариант – «глаг.+сущ в В.п.».
II вариант – «прил.+сущ.».
3. Отметить в тексте предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. Постановку тире объяснить графически.
4. Придумать и записать предложение по теме «Птицы – наши друзья» с:
I вариант – однородными подлежащими.
II вариант – однородными обстоятельствами.
Связанные страницы: