Диктанты в третьей четверти 5 класса проверяют сформированность у учащихся правил орфографии и грамматики. Учитель определяет как пятиклассники владеют знанием падежей и написанием окончаний имён существительных.

Мы приводим примеры диктантов для 5 класса в 3 четверти. После написания диктанта ученики работают с грамматическими заданиями. Задания предложены по вариантам, что обеспечивает индивидуальный подход к обучающимся.



скачать диктанты docx 

Диктант «Разговор деревьев»

Шоколадные почки распускаются, и на каждом зеленом хвостике висит большая прозрачная капля. Если растереть между пальцами даже одну почку, потом долго все будет пахнуть ароматной смолой березы, тополя или черемухи. Понюхаешь черемуховую почку и вспомнишь, что осенью забирался вверх по дереву за ягодами. Ел их горстями прямо с косточками.

Ветер теплый. В тишине начинают шептаться между собой деревья. Осинка молодая вышла, стоит свечой на поляне, помахивает веточкой, приглашает рыжего бельчонка в гости. Прекрасная стройная елочка приветливо кивает вершиной. Хорошо в лесу!

Грамматические задания:

1. Указать имена существительные: они, всходы, теплота, яблочный, трусость, нянчит, вождение, обедают.

2. Указать словосочетания, в которых существительные оканчиваются на –и: гулять по улиц..., отдыхать в санатории..., заботиться о молодеж.., строить на побереж.., жить в селении...

3. Указать слово с суффиксом –щик-: подпис...ик, извоз…ик, чекан…ик, груз...ик.

4. Какое из существительных имеет только форму единственного числа: студент, молодежь, юноша, девушка.

5. Какое существительное в родительном падеже множественного числа имеет окончание –ов: валенки, носки, макароны, дела.

6. Какое существительное в Им. п. множественного числа имеет окончание –а: инженер, офицер, профессор, тренер.


Диктант «Белка»

Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. Никто её не беспокоил. Спала на ветке большой ели. Не заботилась она ни о ком, только о себе. Прошло время, и у неё появились бельчата. Теперь белка от них не уходила.

Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжёлый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Она выскочила, а её беспомощные детки оказались в ловушке. К кому обратиться за помощью? А вдруг кто-нибудь спасёт бельчат.

Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое гнездо из мягкого мха осталось целым. Лесная жительница была счастлива. Ничто больше не огорчит её!

(98 слов) / По В. Бианки

Грамматическое задание:

1. Выполните морфологический разбор:

1 вариант ни о чём;

2 вариант кто-нибудь.

2. Выпишите 3 местоимения с разными орфограммами:

1 вариант из 1 абзаца;

2 вариант из 2 абзаца.

3. Выпишите из текста 5 местоимений разных разрядов и укажите их разряд.

Сделайте полный синтаксический разбор предложения:

1 вариант. Жила белка в лесу, ни о чём не тужила;

2 вариант. Не заботилась она ни о ком, только о себе.


Берёза

На старой Смоленской дороге стоит кряжистая берёза. Вместо вершины чернеют ожогами острые пики, а ствол весь в бугристых шрамах. Коснулся я морщинистой коры и ощутил под руками холод металла. Всю эту сторону иссекли пули и осколки снарядов.

В лихую военную годину тут шёл жестокий бой. И берёза приняла на себя огневой шквал неприятеля. Многим отважным нашим бойцам она спасла жизнь, заслонила их собою от смертельных пуль.

Берёза молчаливо и тяжко болела. Дни её колебались на зыбкой грани между жизнью и смертью. Но она выжила, снова зазеленела. Теперь возле неё толпится, обступает со всех сторон шумливая рать березняка.

(97 слов) / По Я. Суханову

Грамматическое задание:

1. Выполните морфологический разбор слова:

1 вариант вершины;

2 вариант бойцам.

2. Сделайте разбор по составу:

1 вариант кряжистая, зазеленела, годину;

2 вариант бугристых, толпится, березняка.

3. Сделайте синтаксический разбор предложения:

1 вариант. Коснулся я морщинистой коры и ощутил под руками холод металла;

2 вариант. Теперь возле неё толпится, обступает со всех сторон шумливая рать березняка.

Связанные страницы: