Методические рекомендации по проведению урока 1 сентября, посвященного Году науки и технологий, в 1-4 классах общеобразовательных организаций Российской Федерации «Люди науки» / «Слава российской науки»  Наука для планеты, наука для людей в рамках Всероссийского урока науки и технологий.

«Представитель науки — русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев»

скачать презентацию

презентация для средней школы

 Цели урока:

- Обозначить роль науки в жизни людей.

- Подчеркнуть необходимость осторожного использования природы в научных целях.

- Представить младшим школьникам фигуру великого русского ученого, русского химика (и не только):

- Показать многогранность его профессиональных и жизненных интересов.

- Познакомить на пропедевтическом уровне с фактом главного открытия его научной жизни — Периодической системой химических элементов.

- Показать на примерах конкретных предметов прикладное значение открытия

Карта урока

Мо-дуль Время  Деятельность учителя Видео/интерактив
1 2 мин. Вступление Рассказ учителя о том, почему выбрана такая тема урока (почему говорим о науке, почему говорим о Менделееве).
2 3 мин. «Русские ученые и их открытия». Учитель предлагает к просмотру видеоролик, поддерживающий его вступительный рассказ. Звучит закадровый текст для вводного видео. Вводное видео для 1-4 классов
3 4 мин. Учитель организует учебный диалог - обсуждение проблемного вопроса: «Наука для планеты, наука для людей» — что значит это высказывание (школьники рассуждают на тему науки, используя текст к просмотренному видеоролику).Возможные вопросы: Почему люди должны заботиться о планете, охранять природу? Как наука и научные открытия помогают нам в повседневной жизни? Посмотри вокруг себя и приведи примеры предметов, которые создали ученые.  Учитель подводит обсуждение к личности Д.И. Менделеева как представителя российской науки.
4 2 мин. Учитель показывает портрет Д.И. Менделеева и предлагает предположить (выбрать), чем же он занимался.  Портрет Д.И. Менделеева 
5 9 мин. Что из чего сделаноУчитель предлагает заглянуть в пещеру к гномам и узнать, что у них в мешках (для этого рассмотреть картинки с надписями на экране): Первая группа картинок: на картинках гномы с мешками, на них названия химических элементов – словами: «медь, ртуть, цинк, олово, никель»; «алюминий, титан, магний, калий». Вторая группа картинок: на картинках изображения предметов: самовар, украшение-браслет, термометр, витамины, игрушечный солдатик, лейка, провода, ложка, миска, корабль, радиоприёмник и т. п.  Интерактив. Озвучка (общий текст к заданию) Слайд –шоу (химические элементы и предметы)
6 15 мин. Менделеев и его дела Учитель задает вопрос: «Посмотри, какими важными и интересными делами занимался Д.И. Менделеев, как он трудился и как отдыхал» и предлагает рассмотреть картинки на экране. Учитель объявляет работу в группах для 2-4 классов. Каждая группа работает со своим текстом, который раздает учитель. В 1-х классах эта работа ограничивается рассматриванием картинок, прослушиванием текста озвучки и обсуждением.  Интерактив. Озвучка общего текста к заданию для 1-4 классов. Картинки в соответствии с отрывками текстов.
  ИЛИ На выбор
10 мин. «Путешествие на воздушном шаре» Ученикам предлагается сначала прослушать несколько текстов, а затем интерактивная игра «Путешествие на воздушном шаре» Интерактивная игра «Путешествие на воздушном шаре»
8 мин. Учитель предлагает отгадать загадки на тему «Наши помощники». Интерактив. Карточки-видеоподсказки
  ИЛИ На выбор
12 мин. «Русские имена на карте мира» Для учащихся 3-4 классов — интерактивный коллективный проект по составлению карты мира с использованием информации о российских учёных и исследователях. Интерактивный коллективный проект «Русские имена на карте мира»
8 2 мин. Подведение итогов урока.

Смотрите также:

Сайт PRO OGE

Яндекс.Метрика