Варианты и решения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку для 11 класса.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ РУССКИЙ ЯЗЫК. 2023–2024 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС

задания / ответы и критерии



Примеры заданий:

Задание 1

Учёные-лингвисты изучают этимолого-словообразовательные гнёзда слов русского языка. При этом в такое гнездо могут входить и функционирующие в русском языке заимствованные из других индоевропейских языков слова.
Указаны некоторые слова, входящие в одно из таких гнёзд.

Рассматриваемое этимолого-словообразовательное гнездо многокомпонентно и представлено разными графико-орфографическими вариантами корня. Заполните пропуски, восстановив элементы данного гнезда.
Впишите в каждое поле для ответа только одно слово в НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЕ.

Первый вариант корня наблюдается в глаголе несовершенного вида (1) _______ с суффиксом, в большинстве случаев свойственным только глаголам совершенного вида, и в приставочном глаголе несовершенного вида (2)_________, с исторических семантических позиций примером энантиосемии (внутрисловной антонимии), так как у слова (2) одно значение – «произрастать, пускать ростки» – является в современном языке устаревшим, а другое значение можно сформулировать как «вести бесцельное существование».

Второй вариант корня представлен в существительных (3)_______ и (4)_______, при этом слово (4) отличается от слова (3) только одним звуком, в котором реализуется древний суффикс, представленный в том числе в ряде других существительных и прилагательных. Слово (3) представлено в широком ряде русских фразеологизмов, среди которых <ни в (3) ногой> со значением «полное отсутствие знаний в чём-либо».

Наконец, третий вариант того же корня можно наблюдать в глаголе (5)_______, чаще всего употребляющемся в безличных конструкциях, и в существительном (6)_______ с семантикой физиологической реакции при лихорадочном состоянии.