Варианты заданий и решения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку для 9-11 классов.
ВсОШ по русскому языку 2024 - региональный этап
9 класс задания | решения |
10 класс задания | решения |
11 класс задания | решения |
Примеры заданий:
ВОПРОС № 4
Лингвист NN изучал некое языковое явление. Он записал на листе бумаги следующее:
(1) Плато Путорана было описано российскими исследователями в XIX веке. – Российские исследователи описали плато Путорана в XIX веке.
(2) Окно было открыто настежь. – Окно открыли настежь. / (Кто-то) открыл настежь окно.
(3) Профессор опять подсел к телефону. Опять было занято. – Опять заняли. / (Кто-то) опять занял. (?)
Выполните задания лингвиста NN:
1. Определите части речи слов, выделенных в предложениях (4) и (5)? Докажите свою точку зрения, используя материал предложений (1)–(3).
(4) Всего в пройденном горном районе нами добыто семь видов рыб.
(5) По этикету при прощании положено подавать правую руку, но именно она-то и была у Надежды Матвеевны занята.
2. Составьте предложение со словом, произошедшим от глагола со значением изменения владельца предмета, которое будет относиться к той же части речи, что и выделенное слово в предложении (5). Это слово используется, чтобы охарактеризовать человека как способного к чему-либо. Запишите это слово и предложение в бланк ответа.
3. Известно, что слова, относящиеся к той же части речи, что и выделенное слово в предложении (5), часто омонимичны словам других частей речи. Найдите слово литературного языка такого типа, описывающее скученность, неудобство, затруднённость чего-либо. Согласные буквы в этом слове следуют в порядке, обратном алфавитному.
Составьте три предложения, в которых найденное вами слово относилось бы к разным частям речи. Определите эти части речи.