Для ЕГЭ по русскому языку

Демоверсия | Пробники | Досрок

План написания сочинения ЕГЭ по русскому языку+ речевые клише

Автор: Шлякова О. В.



скачать 

Проблема + вступление (вопрос)

Текст (фамилия автора) не может не заинтересовать современного человека, потому что автор  размышляет над  очень важной проблемой (чего?).

2 вариант начала: Начинается с риторических вопросов. Именно над этими вопросами заставляет задуматься текст (фамилия автора).

Можно так:

К этой проблеме обращается ФИО в представленном тексте.
Это главная проблема предложенного для анализа текста.
Эту проблему ставит автор в тексте.
Вот главный вопрос, на который ищет ответ автор предложенного для анализа текста.

Этот вопрос волнует/беспокоит/интересует автора предложенного для анализа текста

Этот вопрос требует самого внимательного изучения, потому автор пытается найти ответ на него.
Над этим вопросом задумывается/размышляет автор…

На эту проблему обращает наше внимание автор.
Именно этот вопрос находится в центре внимания автора.
На этот вопрос отвечает ФИО в данном тексте.
Об этом размышляет в своем тексте ФИО, поднимая проблему ... (Р.п.)
В данном тексте ФИО ставит проблему ... (Р.п.)
ФИО заставил меня задуматься над проблемой Р.п.
Этой проблеме посвящен текст ФИО.

Комментарий

Автор отмечает, подчеркивает, доказывает, описывает, рассказывает, убеждает, противопоставляет, рассуждает, вспоминает, приводит в пример, задается вопросом, анализирует, задумывается, считает, полагает, сравнивает, связывает, сопоставляет, обобщает, конкретизирует, объясняет, указывает, повествует, обращает внимание на, показывает, иллюстрирует, акцентирует внимание, доносит мысль, изображает, выражает озабоченность, осуждает
Для начала комментария (1 пример)
Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, проследим за ходом авторской мысли...
Автор начинает рассуждения с того, что...

Чтобы найти ответ на интересующий вопрос, автор изображает /рассказывает нам о …

Для того, чтобы лучше раскрыть эту проблему, ФИО повествует о …
Чтобы раскрыть проблему, автор рассуждает о …
Автор раскрывает проблему, рассказывая …
Раскрывая проблему, /размышляя о данной проблеме, автор описывает/рассказывает/показывает/вспоминает/приводит в пример/ анализирует/ противопоставляет...
Важной для понимания проблемы является следующая мысль/или ситуация:
Исследуя проблемный вопрос, ФИО....вспоминает/ приводит в пример/ рассказывает/ обращается к ...
Автор раскрывает понятие … через описание …
Для начала второго примера

Анализируя …, следует обратить особое внимание на слова автора: «…».
Дополняя свой рассказ, ФИО говорит о том, что...
Также автор упоминает о...
Также значимыми для раскрытия проблемы произведения являются следующие слова:
Также нельзя не обратить внимание на слова...
В продолжении текста мы узнаем, что …. 
Обратим внимание на следующую мысль:
Развивая эту тему, писатель утверждает, что 
Рассуждая так, писатель обращает наше внимание на то, что
Кроме того, автор рассказывает о
Не менее важными в раскрытии проблемы являются слова автора о
Автор рассказывает историю, произошедшую с ним/в его жизни....
В центре внимания автора....
Особого внимания заслуживает...
Автор не случайно описывает...
Далее автор повествует о …
Для пояснения 1 и 2 примеров

Эти рассуждения подводят нас к выводу о том, что
На этом примере видно, как …
Это пример убедительно доказывает, что …

Этот пример помогает увидеть последствия… чего?

Благодаря этому мы понимаем, что
Из этого описания мы понимаем, …
Этим примером автор показывает/доказывает нам, что...
Данные строки помогают читателю понять...
Данным примером автор показывает…
Это свидетельствует о том, что

Поступок героя показывает, что…
Вот почему...
ФИО убеждает читателя в том, что...
Данный фрагмент важен тем, что напоминает читателю о...
С помощью данного эпизода ФИО показывает, как....

Смысл этого высказывания в том, что …
Связь между примерами и анализ связи

Оба примера, дополняя друг друга, помогают нам понять, что …
Оба примера показывают...
Контраст между этими ситуациями/примерами помогает понять:
Эти отрывки текста помогают нам полностью понять позицию автора.
… автор противопоставляет …
… автор сравнивает …
Сравним две ситуации/ двух героев...
Как и в предыдущем примере здесь прослеживается /обнаруживается …
Оба примера являются ярким доказательством мысли:

Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее.

Для сравнения обратимся к другому примеру

Автор противопоставляет (сравнивает, сопоставляет) эти примеры, для того чтобы показать (подчеркнуть, ответить на вопрос, заставить задуматься о…) (для чего, с какой целью он это делает?). Это помогает понять (прояснить, конкретизировать, раскрыть) мысль автора о ….. ( или характер, поступки героя, или понять, почему герой…,  или понять, как автор относится к…)

В этом противопоставлении (сопоставлении) особо ярко можно увидеть (что?)…

Если сопоставить поведение героев, то (пояснить, к каким выводам можно прийти)…

Сопоставляя (противопоставляя) эти события, нельзя не отметить, что (раскрыть своё видение роли этой смысловой связи) ….

Сравнивая эти события (факты), нельзя не увидеть, что…

Противопоставляя факты, автор подчеркнул главное: (что именно и зачем?)

Сопоставляя (поведение героев, разные мнения, точки зрения и т.п.)…, автор обращает внимание (на что и зачем?)…

Продолжая свою мысль, автор уточняет, детализирует (что и зачем?)…

Это событие (характеристика, поступок, поведение и т.п) дополняет (как?) представление о…;

Эти примеры, дополняя друг друга, иллюстрируют (что и для чего?)….

Уточняя сказанное, автор (что делает и зачем?)…

Автор…. разъясняет (дополняет, уточняет) (что и зачем?) :…

Эти примеры называют причины, по которым…

Следствием такого отношения к окружающим стало…(указать результат и пояснить свой вывод)

Позиция автора

Авторская позиция очевидна:

Точка зрения автора предельно ясна. ФИО считает, что …

Автор приходит к выводу: …

Позиция автора не выражена четко, но из текста мы понимаем, что ФИО хотел донести до читателя следующую мысль: ...

Автор считает, что...

Автор подводит читателя к следующему выводу: …

Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что...

На мой взгляд, автор хотел …

Авторская позиция заключена к следующих словах: …

Мнение автора таково: …

Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что …

Моя позиция и обоснование

Я согласен с автором. Я тоже считаю, что (пересказ точки зрения автора другими словами).

Я абсолютно согласен с позицией писателя, поскольку…

Я согласна с точкой зрения писателя и считаю, что…

Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, …

Я разделяю точку зрения ФИО. Действительно, …

Я согласна с мнением автора. Безусловно, …

Я разделяю точку зрения писателя и придерживаюсь мнения, что …

Для обоснования собственной позиции приведу пример из жизни.

Для обоснования позиции приведу пример из произведения ФИО «…».

Доказательством … является … . Например, …

В подтверждение своей точки зрения приведу пример из …

В подтверждение своей точки зрения приведу пример из произведения ФИО «…». В эпизоде …

Многие отечественные писатели обращались к проблеме …, в том числе ФИО в романе/рассказе …

Подтверждение моих слов может случить …

Справедливость моего высказывания подтверждает…

Обоснование

-с использованием жизненного опыта:

1) Как часто приходится сталкиваться с ...

2) Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как ...?

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как ...

- из читательского опыта:

1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности ...

2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях ...

3) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.

- из зрительского опыта

1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) ...

2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи ...

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что…

В заключение хотелось бы сказать, что…

В заключение хочется выразить надежду на то, что …

Таким образом, ФИО стремится убедить нас в следующем: …

Проанализировав текст ФИО и произведение ФИО, я пришла к следующему выводу:

Подводя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы: …

Таким образом, на примере этой темы мы увидели…

В заключение хотелось бы отметить, что текст ФИО заставил задуматься о том, что ...

Итак, исходя из вышеприведенных рассуждений, можно сделать следующий вывод: ...

Таким образом, мы доказали, что …

Итак, текст ФИО еще раз заставил меня убедиться в том, что …

Смотрите также: