Для ЕГЭ по обществознанию

Демоверсия | Пробники | Досрок

Подборка реконструкций вариантов досрочных ЕГЭ 2024 года по обществознанию из различных источников.

Полезный материал, так как дает представление об экзамене основной волны.



Варианты досрочного ЕГЭ 2024 обществознание

Вариант 4 / ответы
Вариант 3
Вариант 2
Вариант 1

Прочитайте текст и выполните задания 17-20.

Воздействие общества на личность происходит или непосредственно, или через группы, организации, или через средства массовой информации. Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.

В период раннего детства такими институтами становятся семья и дошкольные учреждения. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. В семье поведение родителей определяет отношение будущего человека к окружающему миру. Такое поведение можно охарактеризовать двумя парами признаков: неприятие – расположение и терпимость – сдерживание.

Роль семьи как института социализации зависит от типа общества, от его традиций
и культурных норм. Родители, как правило, служат для детей образцами и учителями в
области человеческих взаимоотношений. Самосознание детей формируется не только путём прямого научения и подражания, но и путём соотнесения своего опыта с образом жизни
своих родителей.

На следующем этапе основным институтом выступает средняя школа, обеспечивая ребёнку образование, формируя первичные гражданские представления, подготавливая его к жизни в обществе и в более широком смысле. Школьное развитие человека как личности и субъекта деятельности предполагает развитие интеллекта, совершенствование эмоциональной сферы, уверенности в себе, мотивации самосовершенствования и т.д. Кроме того, школа интенсифицирует общение со сверстниками, что служит важнейшим институтом социализации, независимым от контроля взрослых, развивая самостоятельность, автономность, устойчивость к стрессам.

На трудовой стадии ведущим институтом социализации выступает трудовой коллектив, деятельность которого не может быть сведена только к функции передачи социального опыта. Критериями социализированности личности становятся содержание установок и ценностей; адаптированность и адекватность личности; социальная идентичность. Исходя из того, что главная цель социализации личности – её самореализация, развитие способностей, то главным критерием социализированности личности можно считать уровень её независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощённости, инициативности, незакомплексованности.
(По Е.И. Рогову)

17 Как в тексте охарактеризованы институты социализации? Какие два института, участвующие в социализации в период раннего детства, называет автор? Как,
по его мнению, формируется самосознание детей?

18 В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
– укажите не менее трёх основных признаков социальной группы как объединения / совокупности людей;
– объясните связь возможности достижения указанной автором главной цели социализации с типом общества.
(Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

19 В рамках процесса социализации в школе автор предполагает следующие направления: 1) развитие интеллекта; 2) совершенствование эмоциональной сферы, уверенности в себе; 3) мотивация самосовершенствования. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами каждое из этих проявлений социализации.
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите направление. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

20 Используя обществоведческие знания, приведите два аргумента, подтверждающих положительное воздействие средств массовой информации на развитие личности ребёнка, и два аргумента, указывающих на возможное их негативное влияние.(Всего должно быть приведено четыре аргумента. Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.) 

Смотрите также: