Задание 1. Чтение текста вслух. Выразительно прочитайте вслух текст об известном русском учёном-химике Дмитрии Ивановиче Менделееве (1834–1907).

Будущий русский учёный родился в многодетной семье, он был семнадцатым ребёнком. В детстве Менделеев не отличался прилежанием в учёбе, труднее всего ему давался латинский язык. На первом курсе нерадивый студент Главного педагогического института «провалил» все экзамены, кроме математики. Всё изменилось в конце обучения: Менделеев увлёкся химией. Он защитил диссертацию, вёл научную работу в Германии и России.



В 1869 году, работая над учебником «Основы химии», Дмитрий Иванович Менделеев создал свою знаменитую Периодическую систему химических элементов. Учёный выяснил, что свойства известных в то время 63 химических элементов периодически повторяются, если расположить элементы в порядке возрастания их атомного веса. Опираясь на свою систему, Менделеев предсказал существование нескольких неизвестных тогда химических элементов и описал их свойства. Впоследствии все эти элементы были открыты.

Дмитрий Иванович был разносторонним человеком: он изучал нефтяные месторождения, в одиночку совершил полёт на воздушном шаре, интересовался освоением Арктики и разработал проект ледокола, основал Главную палату мер и весов в России. Менделеев много путешествовал. Одним из его необычных увлечений было изготовление чемоданов, которые отличались небывалой прочностью. Секрет заключался в особом клее, который учёный изобрёл сам.

Деятельность Дмитрия Ивановича свидетельствует о силе ума, способного проникать в тайны природы, о безграничных возможностях познания.

(189 слов) 

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Дмитрия Ивановича Менделеева:

«Профессор, который только читает курс, а сам не работает в науке и не двигается вперёд, не только бесполезен, но и прямо вреден».

Подумайте, где лучше использовать слова Д.И. Менделеева в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

Связанные страницы: